Вы здесь

Откуда есть пошла Масленица?

Алена Моргуновская

На дворе самый разгар Масленицы – разгульной «блинной» недели, когда по традиции в течение семи дней пекутся блины, а люди ходят друг к другу в гости. Исторически за Масленицей наступал Великий пост, но сейчас многие уже не придерживаются этих традиций, просто с удовольствием наедаясь блинов в эти дни, до которых обычно у хозяек просто руки не доходят.

Однако Масленица появилась на нашей земле гораздо раньше, чем сюда пришло православие, которое прочно связало этот древний праздник и наступающий за ним один из самых больших постов.

Веселый праздник Масленица пришел к нам из древней языческой культуры, где изначально он имел совершенно противоположное значение.

Корни Масленицы уходят в древнюю славянскую традицию пышных проводов и похорон усопших, чтобы задобрить духов умерших и обеспечить их покровительство. Зима также умирает, уходит в эти дни, а на смену ей приходит весна.

 

 

Мы попросили рассказать о появлении этого древнего праздника и его традициях Владлену Гринблат , директора АНО в сфере возрождения культурного и природного наследия «Блиставица». Она занимается сохранением русских обрядовых традиций и культуры. Недавно в Москве открылась выставка ее музея, о которой мы писали, там-то нашим корреспондентам и удалось пообщаться с этим интересным человеком и попросить рассказать о старинных традициях Масленицы. Дальше - слово нашей собеседнице:

"Давайте  вспомним картину Герниха Семирамидского «Похороны знатного руса». Картина создана художником по описанию этого странного и пышного ритуала, подробно описанного арабским путешественником, которому довелось стать  свидетелем всего похоронного обряда во время длительной экспедиции по землям Русов. Какими бы ужасными и дикими, с современной точки зрения, ни были обычаи древних народов, каждое действие ритуала имело глубокий сакральный смысл. Кроме того, отголоски тех давних времен, в модифицированном, но вполне узнаваемом виде, дошли до наших дней. И мы, сами того не осознавая, символически повторяем то, что повергло в шок высокообразованного и храброго арабского путешественника.

Знатных воинов принято было сжигать на специально построенной ладье, в полном боевом облачении. Сопровождалась церемония жертвоприношением  животных: собак, коров, лошадей, птиц. Основная часть ритуала – добровольное приношения в жертву себя женщиной или девушкой, которая соглашалась отправиться вслед за погибшим мужчиной в загробный мир.  

В подготовительной части обряда, длившейся до недели, этой девушке оказывались максимально возможные почести и дозволения, которых в обычной жизни она не увидела бы никогда. Кроме того, акт добровольного ухода из жизни вслед за знатным воином сулил все возможные блага в загробном мире.

Также церемония сопровождалась обильными трапезами, употреблением вина, эротическими обрядами. Затем одну треть богатства усопшего складывали вместе с ним в ладью, там же закалывали животных. Девушку укладывали вместе с мертвецом и убивали кинжалом под пение воинов. Ритуальное убийство совершала старая женщина – ведунья. Гибель пошедшей на добровольную жертву девушки должна была наступить практически мгновенно – удар, которым прерывается ее жизнь, необходимо было выполнить очень точно.

Затем все покидали ладью, самый близкий родственник усопшего раздевался до нага, и, пятясь задом, последний уходил с ладьи и поджигал ее.

Считалось, что такой пышный обряд радовал усопшего, чей дух витал в это время рядом, и всех других усопших родичей, обеспечивал благополучный переход  души в загробный мир и надежное покровительство предков.

В процессе праздничного пира, который длился около недели, готовили специальные лепешки круглой формы, предшественники наших блинов. Их выпекали строго на открытом огне, как символ союза двух Миров: Нави и Яви. Круглая форма олицетворяла Круг жизни: от Рождения до Смерти, и следующее рождение. Именно поэтому считалось необходимым совершать совокупления во время похоронного обряда, еще раз подчеркивая непрерывную связь Жизни и Смерти. Считалось, что в это время врата между Мирами открыты, и самые могущественные души предков, готовые к рождению, благополучно воплотятся снова. Это было приглашением восполнить утрату  знатного воина рождением новых членов рода.

Традиция отправлять вместе с усопшим в Загробный Мир часть его богатства также связана с верой в преумножение земных благ при надежном покровительстве предков, которые непременно отблагодарят за щедрость.

В более поздних периодах истории блины готовились только как блюдо, сопровождающее похоронный обряд, а  сам обряд стал гораздо скромнее и менее пугающим для современного человека. Тогда же на нем появилась специальная каша – кутья. Ни в какие другие дни, и уж тем более в праздники, эти блюда не употреблялись. Это сулило очень нехорошие последствия.

 

 

При этом в этот же период существовал обряд класть монеты на глаза покойнику. Считалось, что это поможет ему беспрепятственно перейти в Загробный мир и откупиться от бесов.

Монеты с глаз усопшего наделялись серьезной магической силой и использовались при различных колдовских ритуалах. Как с целью нанесения вреда, так и с целью привлечения богатства, так как считалось, что они побывали на «той стороне», где хранятся несметные сокровища предков, накопленные веками. Эти волшебные монеты могут открыть врата денежного потока из мира духов в мир живых, верили в те времена. Именно отсюда появился интересный и необычный ритуал приготовления «Золотников» в масленичную неделю. Изначально он совершался ведунами или знахарями, а после перешел в купеческое сословие и даже в некоторые дворянские дома. Крестьяне тоже пользовались этим обрядом, но, за неимением дорогих ингредиентов, вместо сушеных абрикосов в блюдо клали кусочки репы или распаренную пшеницу.

В чем же заключался обряд привлечения богатства и успешного торга «Приготовление Золотников», рассмотрим подробнее.

Золотники – это небольшие пышные оладьи, в которые клали символ золотой монеты. Самым распространенным олицетворением золотника, то есть золотой монеты, был сушеный абрикос без косточки. Он имел круглую форму и золотистый цвет, к тому же стоило такое лакомство по тем временам немало – потратиться на его приобретение считалось угодной духам жертвой, в ответ на которую они непременно ответят тем, что помогут исполнить желаемое. Тесто для Золотников готовили на топленом молоке или ряженке. Само молоко олицетворяло кровь, а мука – плоть (иногда трактовалась, как земля или глина). Сушеные абрикосы на ночь замачивались в вине, кагоре, настойке или в меду. Это олицетворяло символическое прохождение «монет» сквозь обитель духов. Считалось, что духи любят крепкие напитки, и в память об этом веровании у нас до сих пор существует традиция  ставить усопшим рюмку водки или коньяка.

Тесто замешивали, приговаривая определенные присказки-заклинания. Непосредственно абрикос, вымоченный в вине, клали в Золотник, когда с одной стороны он уже припекся. Затем переворачивали на другую строну, и допекали.

Готовила Золотники обычно самая старшая или главная женщина в семье (практически Ведунья). При этом она должна была одеться как можно наряднее, хоть готовка и грозила запачкать дорогое платье. Женщине должны были помогать молодые мужчины-воины либо из членов семьи или слуг, либо специально приглашенные для этого. Первый готовый Золотник сжигали в печи, также приговаривая определенные слова. В этом ритуале явно прослеживаются отголоски «Похорон знатного руса».

Никогда не ели и первый блин – главный символ современной Масленицы, какой она стала теперь. Его полагалась отдавать духам – то есть Комам. Приговаривали: «Первый блин Комам (усопшим предкам), второй – знакомым, третий - родне, четвертый – мне!». И не просто приговаривали, а обязательно в самом деле угощали родных и знакомых, прежде чем самим приступить к трапезе.

 

 

Нарушение этого ритуала, как верили наши предки, могло повлечь за собой серьезные проблемы вплоть до потери всего благосостояния и даже гибели.

Готовые Золотники и блины обильно поливали маслом, отсюда пошло выражение «умаслить», то есть задобрить духов предков.

Сейчас считается, что блин, имеющий круглую форму, олицетворяет солнце, которое становится ярче с приходом весны. А сжигаемое чучело – символ Зимы, со всеми ее тяготами и морозами, которую хотят побыстрее прогнать. Эта трактовка древнего праздника пришла к нам из позднего периода Российской Империи, когда первоначальный смысл многих языческих праздников во все более развивающемся и цивилизованном обществе был объективно утерян.

И правильно, пожалуй – ни к чему такие страшные ритуалы из прошлого. Но знать и помнить историю возникновения исконно народных праздников стоит хотя бы для того, чтобы  глубже понимать и современное символическое их значение, и отношение к ним наших  предков.

А все масленичные гулянья, заигрыши, тещины посиделки, отголоски той недели, когда строили ритуальную ладью для погребения и готовили выбранную девушку для принесения в жертву.

 

 

Конечно, сейчас мы относимся к этому иначе, и когда на столе ароматной стопкой дымятся вкусны блины – думать хочется о приближении весны и уходе холодов. Но знать и помнить историю – не только интересно, но и по-настоящему важно, чтобы сохранить исконную культуру нашего народа и память о жизни предков, даже если теперь это все – лишь почти пугающие истории из прошлого."

 

Фотограф Юлия Силина, также благодарим за предоставление фото из личного архива Владлену Гринблат

 

Еще по теме:

Как живут американские меннониты

Меннониты в США продолжают жить так, как их предки в XVIII веке – не признавая благ цивилизации и существуя внутри своих замкнутых общин.

"Атамекен" - Казахстан в миниатюре

Несмотря на такую задачу, макет Казахстана получился большой. Этно-мемориальный комплекс занимает 1,7 гектара. На карте представлены все 14 областей и 2 крупнейших города Казахстана.

В Москву вернулись «Времена и Эпохи»

Московский исторический фестиваль «Времена и Эпохи» снова вернулся в российскую столицу.

Полюбившийся многим фестиваль, который до начала пандемии коронавируса несколько лет проводился ежегодно как большой городской праздник, снова вышел на столичные улицы.

 

Первый блин не комом

Первый блин не комом

Вы еще успеете порадовать себя и близких блинами на Масленицу. А рецептов множество...

В Германии откроется Naziland

В замке, где некогда жил один из лидеров СС Генрих Гиммлер, откроется музей нацизма. Немецкий замок Вевельсбург, построенный в XVII  веке, превратится в гигантскую экспозицию, которая расскажет об истории СС и его лидерах. Скептики уже придумали музею оригинальное название - "Naziland".

Карлов мост в Праге потерял историческую ценность

Мэрия Праги намерена обжаловать решение чешского суда, согласно которому реконструкция памятника средневековой архитектуры - Карлова моста - нанесла ущерб его исторической ценности. Администрацию города тогда обязали заплатить штраф в 130 тысяч евро.